Удаление свежих пятен с вышитых изделий
Прочитала на днях статью в журнале «Printwear» H.H. Momsen об удалении пятен с вышиваемых изделий различными способами. И сразу мне вспомнились всякие случаи из моей практики, когда я сажала подобные пятна в процессе вышивки. Как вспомню, жуть берет. А ведь это тоже часть вышивальной жизни, как ни крути.
Наверное, я уже повидала всякие пятна, начиная от машинного масла с пылью, смазки, заканчивая кровью. Сюда же можно отнести различные промашки с выбором, чем разметить ткань. Бывало и так, что разметку с трудом удавалось удалить – оставались следы карандаша, мыла, мела, светоисчезающего и водорастворимого фломастера. И каждый раз приходилось бороться с ними, как-то их удалять, причем не всегда успешно.
И вот какие советы дает эта знающая дама по поводу борьбы с пятнами и предотвращению их. А заодно добавлю и кое-что из личного опыта:
√ После смазки машины первыми лучше вышивать темные изделия.
√ После смазки машины желательно использовать топпинг (водорастворимую пленку) при вышивке первого изделия, чтобы капли попадали на пленку, а не на ткань.
√ Если челночный механизм смазан очень обильно, то это плохо, потому что масло может впитаться в шпульную нить, а с нее на изделие. А потому излишки лучше промокнуть с помощью обычной ватной палочки.
√ Ну а если пятно все же появилось можно попробовать его удалить бензином или раствором из скипидара и нашатыря, взятых в пропорциях 1:1. Иногда удавалось замыть свежее масляное пятно стиркой теплой водой с мылом.
√ На хлопковых тканях остаются следы от светоисчезающего и водорастворимого фломастера. Светоисчезающий Madeira не убирается ни от света, ни от воды, ни от специального фломастера, который должен его стирать, как ластик. А вот подобные и более дешевые фломастеры Aurora нареканий подобных не вызывают. Все подобные фломастеры на всех тканях надо тестировать.
√ Следы шариковой ручки можно попробовать убрать глицерином, а затем растворителем масла.
√ Кровь нужно теплой водой, затем полоскать в холодной. Повторять до полного исчезновения пятен. Также можно попытаться использовать перекись водорода для удаления свежего пятна.
√ Кофе и чай можно попытаться удалить глицерином, а затем все оставшееся растворителем масла. Или промакнуть раствором, состоящим из 1-ой чайной ложки нашатыря и 4-х чайных ложек глицерина.
√ Вазелин удаляет пятна от машинного масла.
√ Пятна растительного и животного жира с любой ткани можно попробовать удалить бензином, ацетоном или скипидаром.
√ Свежие пятна от жиров можно попробовать удалить, посыпав их мелом, тальком или крахмалом и оставив на некоторое время.
√ Ни разу мне не удалось удалить следы разметки карандашом. Потому советую использовать его только тогда, когда место разметки не будет видно, например с изнанки.
Все эти советы, конечно же, не последняя инстанция и их надо тестировать на практике, каждый раз оценивая, на какой тип ткани было посажено досадное пятно.
И в машинной вышивке иной раз не обходиться без банальных знаний из области домашнего хозяйства и смекалки. А также неплохо бы всегда иметь под рукой различные пятновыводители, чистящие средства, растворители, салфетки и прочее, что может экстренно понадобиться. Ведь, как показывает практика, всего это обычно не оказывается под рукой.
Для тех, кто пользуется для разметки мылом - важно удалить следы До Утюжки. Кусочек материала (лучше белого,а то вдруг линяет) слегка увлажнить сбрызнув ее из разбрызгивателя и ею потереть линии, по возможности стараясь не сильно увлажнять ткань изделия и можно утюжить. Если этого не сделать мыло как правило под утюгом "припечатывается"...Что делать если все же "припечатали"? Размачивать кусочком материала,подсушивать утюжком. Остались разводы (бывают такие ткани), а стирать все еще не хочется? Сбрызгивать (иногда бывает,что всю часть изделия), чтобы "размыть" мыльное пятно - подсушивать (можно и утюжком). Не помогло? Все...тогда только обычная стирка и полоскание.
Ох, как интересно. Сейчас у меня на работе вся разметка изделий идет мылом. Сколько раз видела, что под действием пара при ВТО оно замечательно уходит, по крайней мере с трикотажей, курток, смесовых тканей. Как мне кажется, тут огромную роль играет сама основа для вышивки. Помню, разметка мылом на сатинах (х/б) оставляла за собой неизгладимые жирные следы, да и не видно мыло практически на светлых тканях, и там нам приходилось изгаляться - использовали водорастворимые маркеры, следы от которых о в свою очередь замывали чуть вляжной тряпочкой. Но тут тоже есть своя тонкость - не каждый маркер можно использовать на ткани, каждую новую марку надо тестировать. Лучше всех для применения на сатинах оказались китайские водорастворимые, которые удалились с поверхности за одно вымывание, а брендовуе водорастворимые типа мадейры уходят только после серьезной стирки. Ну не будешь же ты стирать готовое изделие - оно сразу внешний вид потеряет?
На светлой ткани (не оставляющей следов от прокола) можно скотчем зафиксировать разметочный шаблон под пяльцы и там, где надо сделать метки, тонкой иглой с ниткой сделать стежки-черточки по ним заправить и отшить.Потом просто вытащить...Предварительно проверить закроются ли проколы на ткани можно в месте где оно уйдет в шов.