Пробую вышивать на бифлексе (спандексе)

Примерно с год назад, Татьяна – одна из первых посетительниц моего блога спросила меня о вышивке на бифлексе (его еще называют спандекс). Тогда я честно ответила, что никогда не сталкивалась и ничего об это ткани не знаю. И вот я, наконец, созрела до того, чтобы опробовать вышивку на этом интересном по своим свойствам трикотаже.

Кто не знает и не использует спандекс? Его знают все – из него делают купальники, плавки, спортивные шорты и прочую спортивную одежду, которая очень удобна, так как способна принимать любые формы. Спандекс хорошо известен тем, что его способность растягиваться в любом из своих направлений может достигать 500%! И, после того, как он будет растянут, а потом отпущен в нормальное расслабленное состояние, он не изменяет ни своей формы, ни свойств даже при многократном использовании. Это очень стойкий к деформации материал и спасибо компании Du Pont, которая больше полувека назад подарила человечеству возможность пользоваться этим материалом.

Но, именно благодаря своим свойствам растягиваться во всех направлениях, спандекс, по праву, считается одной из самых сложных основ для нанесения машиной вышивки. Даже слава о сложностях работы с трикотажем, как мне кажется, меркнет перед этим материалом. Между тем, на нем вышивают практически все – тут и там можно увидеть и лого, и дизайны, даже вышивку пайетками как-то я видела. А это значит, что и любой другой вышивальщик, опытный или не очень сможет сделать на нем вышивку. Очень в это верю.

Технически, но только на первый взгляд, сама вышивка и подготовка к ней достаточно проста:

  • Критерии оценки внешнего вида вышивки на спандексе прямо противоположны всем другим тканям – здесь мы смотрим, как хорошо дизайн выглядит в растянутом состоянии ткани. В расслабленном состоянии ткань может пойти даже складками вокруг вышивки, между объектами внутри нее, но зато при ношении одежды все это уходит, и вышивка будет выглядеть правильно.
  • Исходя из соображений, что вся одежда, которая сделана из этого материала, носится в растянутом виде, то получается, что и спандекс необходимо при запяливании растягивать, запяливая его вместе со стабилизатором - средним отрезным или с невидимым и приятным к телу спанбондом (если сможете его купить).
  • Иглы использовать трикотажные (ball point, ses или suk), толщина #75.
  • Нитки обычные (#40) или любые другие.

Итак, как же сделать дизайн для обычных ниток или подобрать из готовых для вышивки на спандексе?

  • Самое главное, постараться избегать застилов. Маленькие по площади можно еще использовать, а вот крупные не желательно. Они не дадут ткани естественно растягиваться при носке, и дизайн будет выглядеть деформированным. Лучшие дизайны – надписи, сделанные на основе сатинов (глади) и рисунки, выполненные одиночными, несвязанными друг с другом сатинами. Такие, чтобы в этих дизайнах было максимум свободного пространства между элементами вышивки. Длины стежков должны находиться в пределах 5-6мм. Мелких деталей и простых строчке в дизайне лучше избегать.
  • Плотность стежка для обычных ниток (#40) – 0,3-0,4мм. Тут придется подбирать экспериментально, Исходя из особенностей расчета стежков в каждом конкретном программном обеспечении.
  • Компенсация стягивания стандартная. У меня практически всегда стоит 0,2мм.
  • Ориентируясь на рекомендации Джона Дира, который написал, что создавать дизайн для вышивки на спандекса/лайкры/эластана нужно так же, как и для пике. То есть, дать внешним стежкам хорошую основу в виде каркасных строчек (подложек):
    • Для сатинов до 3 мм - edge run
    • Для сатинов от 3 мм - edge run + double zigzag
    • Для заливок – решетка под 90 градусов к финишному слою или полная решетка под 45 и 135 градусов + edge run. Плотность этого слоя небольшая 2-2,5мм.

Все это вполне очевидно и понятно, и я сделала вот это лого:

превью дизайна машинной вышивки для бифлекса

В этом дизайне есть все типы стежка и рекомендуемые и не рекомендуемые: и сатины разных толщин, и заливки разной плотности, и даже буквы простой строчкой. Я его попыталась вышить таким же способом, как привыкла вышивать:

√  все с тем же стабилизатором, что использую под все подряд (который был продан мне как отрывной, а на деле он скорее отрезной)

√   с той же техникой запялки, когда важно, чтобы запяливаемая ткань не была в пяльцах ослаблена.

И, конечно же, первое, с чем я столкнулась – с трудностями запялки. Ткань же обладает огромным потенциалом к растяжению, и, как бы я не старалась, всегда она в пяльцах будет провисать и мало того, ее даже можно будет без труда приподнять над стабилизатором:

машинная вышивка на бифлексе 01

Во вторых, даже понимая, что мне нужно растянуть ткань в пяльца, а я вообще не нанесла никакой разметки на ткань, даже крестика для обозначения центра, то вообще мне стало непонятно, в каком направлении и до какой степени я должна тянуть ткань. Но я все равно вышила дизайн и увидела, что кое-где края сатинов, особенно с большой длиной стежка стали зубастыми, и что для длины стежка от 4-4,5мм плотности 0,4мм явно недостаточно (стежки провисают и из-под них видна ткань), даже при наличии каркасных строчек double zigzag:

машинная вышивка на бифлексе 02

В распяленном виде вышивка выглядит вот так:

машинная вышивка на бифлексе 03

В общем-то, неплохо для первого раза. Редкие по плотности застилы – отлично драпируются и даже растягиваются, а вот плотными я бы действительно не стала нагружать дизайн. Буквы, вышитые строчками нормальные, никаких особенностей в них я не заметила, вполне можно применять.

Но я сразу задалась вопросом: насколько должна быть растянута ткань при запялке, чтобы это хорошо смотрелось при носке? И как это проконтролировать? Порылась я в интернете и нашла замечательные советы Pat Williams, о том, что при запяливании подобных тканей достаточно добиться растяжения ткани в переделах 10-40%.

Ну, а зубастость сатинов и так очевидна – это неправильно были мной подобранны параметры каркасных строчек. У меня зигзаг под сатинами был с большой длиной стежка, а вот если его разбить на более мелкий стежок, то и проблему можно будет решить.

Мне пришлось для второй пробы сделать разметку на спандексе в виде не просто перекрестия, мне пришлось еще и квадрат размером 10х10см добавить в разметку, чтобы я могла при запяливании контролировать, как ровно я растянула ткань и на сколько процентов. У меня при запялке получилось растянуть ткань на 15% (квадрат примерно 11,5х11,5см). И процедура такой запялки оказалось для меня не очень простой:

машинная вышивка на бифлексе 03

Вышиваю скорректированный по параметрам каркасов дизайн, выходит уже несколько лучше, но плотности толстым сатинам не помешает добавить:

машинная вышивка на бифлексе 05

Вот это уже распяленная ткань пошла волнами вокруг дизайна:

машинная вышивка на бифлексе 06

А это она же, но растянутая по ноге ткань и вышивка выглядит отлично:

машинная вышивка на бифлексе 07

Вышивать можно и на такой ткани, просто надо тестировать то, что получается и по результатам вносить изменения в программу со стандартными настройками. И заодно, придется объяснять клиентам, почему вышивка на подобных тканях в обычном состоянии выглядит подобным образом.

P.S. У Gunold USA появилось отличное видео о том, как правильно стабилизировать такую сложную ткань, как спандекс и трикотажи с высоким содержанием элеатичных волокон:

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости

Найдите в админке сайта панель Directory News - Настройки, блок Нижний блок - Виджеты социальных сетей

Добавьте в него виджет Твиттера или виджет вашей группы в любой из социальных сетей.

Как создать виджет Твиттера, написано здесь.

Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте

Размышления о машинной вышивке вслух