Разметка изделий перед запялкой. Как и чем?
Я тут вдруг поняла, что разметка ткани перед вышивкой для ее точного расположения в пяльцах и, как следствие, под машинкой, для меня является камнем преткновения. И все потому, что мне частенько достаются такие ткани и такие изделия, на которых просто так мыльцем, да даже исчезающим или смывающимся фломастером не почертишь. А еще потому вопрос разметки стоит очень остро, что у меня нет и, по всей видимости, не предвидится в ближайшем обозримом будущем универсального чудо-приспособления для точного позиционирования пялец на изделии. Типа вот этого:
http://www.allstitch.net/product/hoopmaster-hooping-station-1-fixture-kit-1491.cfm
За всю свою вышивальную практику я наработала не так чтобы много вариантов того, как можно сделать разметку в ручную на разных типах изделий и просто крое. Среди них как очень неудачные, так и удачные, трудоемкие и быстрые.
Начну с неудачных:
- Разметка карандашом. Конечно, когда я только начинала вышивать и вообще вдруг ни с того, ни с сего стала работать с тканями, то конечно же, сделала эту ошибку – разметила ткань простым карандашом. И конечно же, мне пришлось потом все переделывать – и кроить, и перевышивать, простой карандаш, как оказалось с ткани не уходит.
- Разметка мелом. На по опыту скажу, что мел – не самая удачная разметка, так как не со всех тканей он потом убирается.
Со временем, по мере того, как я набиралась опыта и успела поработать в паре мест, которые занимались эксклюзивной вышивкой, где мне пришлось столкнуться с дорогими тканями, на которых делать разметку оказалось делом очень кропотливым и долгим, не только потому что ткани сложно размечать, а еще и потому, что размеры вышиваемых изделий зачастую были 3х3,5м. Тогда мы использовали в лучшем случае:
- Разметка булавочками, когда размечается центр вышивки и по паре точек на осях X и Y. Это одна из моих самых любимых, так как она быстрая и никогда следов не оставляет после себя. Но работает далеко не везде – очень удобно ее применять при вышивке на одноигольной вышивалке фирмы «Классик», которая обладает замечательное функцией в пульте - угол коррекции, позволяющей запяливать ткань вкривь и вкось.
- Заутюживание нужных линий. Сомнительная операция, так как на многих тканей остаются заломы, которые потом даже утюгом с парогенератором не поправить. Но кое-где применить все-таки можно.
- Специальные маркеры, которые исчезают на свету. Надо отметить, что лучшими маркерами этой категории мне показались дешевые китайские – они не дают такие толстые линии, как фирменные, типа мадейра, и гораздо быстрее исчезают со многих тканей. Но! С некоторых тканей, даже со 100% хлопков эти маркеры не исчезали, что еще раз мне напомнило, что все надо тестировать, перед применением.
- Специальные маркеры, которые вымываются водой. Вернее, они должны вымываться. Все это хорошо, если изделие планируется стирать после вышивки, а вот если нет? Мы аккуратно замывали разметку водичкой с помощью тампона, стараясь не оставить разводов не изделии. Но, некоторые производители теперь делают столь сильный краситель (хэмлайн, например), что эту процедуру приходилось проделывать 3-5 раз, так как после высыхания линии появлялись снова.
Для этих двух типов маркеров, есть конечно, специальные маркеры-ластики. Но, экономически это не выгодно покупать и то, и другое.
- Мыло. Вот вроде бы всем хорошо и смывается, и от пара исчезает. Да вот только не всякое его можно применить, да и не на всех тканях – где-то даже самое простое, без добавок мыло оставляет жирные разводы. С подобным я столкнулась, работая с натуральными шелками.
Ну и на бис.
Самая лучшая разметка – наметка. Да-да, та самая наметка, которая делается простой иглой и ниткой ручками по начерченным линия на изнанке ткани, а если есть возможность, то не вручную, а длинными стежками на швейной машинке. Иной раз, без такой трудоемкой (начертить + прометать) работки не обойтись. Иной раз на подобную разметку + наметку по моим подсчетам на одно изделие уходило около 4-5-и часов – настолько сложная сетка должна была быть размечена для многократной запялки и стыковки фрагментов дизайна на изделии. Но зато таким способом можно делать линии на практически всех материалах, включая шелка и шелковые бархаты, ворс которых приминается и портится только от взгляда на него. А чего не сделаешь, ради достижения результата.
Конечно, я уже давненько, к моей радости, отошла от работы с такими вышитыми «футбольными полями». Но вопрос что и чем размечать у меня все равно остается одним из наиболее важным. Вот сейчас у меня изделия в общем-то однотипные, а места вышивки на них каждый раз разные. Особую задачку для меня до некоторых пор составляли изделия из махры – полотенца и халаты. Ведь изделия у меня белые в подавляющем большинстве и мылом не всяким на них порисуешь, да и петельки эти способствуют разметке мылом. Поэтому рисовала я маркером светоисчезающим, а потом его замывала водой, чтобы быстрее исчезал. Но махра – ткань пушистая и объемная, и мыть мне приходилось много и долго, потому как следы все время проявлялись после высыхания.
Как-то ползая по интернету, увидела, причем, не в первый раз, фотки того, что на ткань клеится сначала обычный бумажный скотч в предполагаемом месте разметки, а на этом скотче простым карандашом чертятся нужные линии. Затем все это запяливается, скотч снимается, и вышивка успешно делается.
Решила я опробовать этот метод для махры. И оказалась очень хорошо и удобно, особенно при вышивке на углу полотенца, когда в круглых или квадратных пяльцах вышивать не очень удобно. Да что там вышивать, запяливать в них не удобно уголки, и поэтому я полотенца вышиваю в раме. А запяливать без разметки я еще как-то не научилась. Да и не стремлюсь, так как у меня есть уже горький опыт вышивки на изделии запяленному криво, потому что не по чему было ориентироваться.
Итак, вышить надо на углу полотенца довольно крупную вышивку:
Беру скотч, клею по тому месту, где у меня будет разметка:
Отмеряю нужные расстояния и черчу линии:
Запяливаю в раму:
Прохожу трассу, снимаю скотч:
Вышиваю:
Также с помощью скотча я делаю разметку на спинке халата для обычных пялец:
Или вот разметка для крупной вышивки по центру полотенца снизу таким же способом:
И все – никаких сложностей со смыванием разметки, возится, правда, приходится со скотчем, но по сравнению с замыванием и сушкой махры - ерунда.
А что применяете вы для разметки своих тканей? Поделитесь опытом, пожалуйста. Может, я что-то упускаю по этой важной теме?
Идея со скотчем хороша. Мне вот еще в голову пришло использовать лазерный нивелир. Он проецирует лазерный перекрещенный или прямой луч на любую поверхность. Пока не пробовала. Заказала дешевый китайский. Основная проблема будет его закрепить кверхтормашками.
О, Юлия, я тоже такой на неделе заказала в Китае. У них все же дешевле выходит, чем заказывать готовый у американцев. Жду, когда придет теперь. Думаю можно будет приспособить к лампе, чтобы получилась что-то типа такой конструкции: http://www.allstitch.net/product/pal2-perfect-alignment-laser-2-5318.cfm У меня как раз такая лампа старая есть, буду пробовать.
Я чаще всего использую скотч, как для разметки контуров вышивки, так и просто линии вдоль которой пойдет вышивка. А для нахождения центра вышивки просто распечатываю диз, обрезаю бумагу по контуру и прикладываю на двучтороннем скче к изделию, чтобы точно найти центрю ну а если что-то не совпадает, можно либо пяльца покрутить, либо диз в машмине. Такое не часто использую, но всеж иногда бывает.
Интересное замечание, Люба, по поводу обозначения контуров вышивки скотчем. Надо подумать над этим. А шаблончики в сложных случаях я тоже печатаю - полезно бывает.
шаблоны всегда печатаем. а разметку делаем мелом предварительную, потом запяливаем, а потом заряженные в машину пяльца выставляем по шаблону.
Константин, интересно, а как вы выставляете пяльца по шаблону? У вас многоголовочная машина? Обычно ведь запяливают все пяльца на запял одинаково, ориентируюясь по шаблону разметочному или приспособлению, потом ставят в машину и просто запускают вышивку. И никто ничего больше под машиной не крутит.