Вехи на пути к качеству. Тайны компенсации стягивания
Компенсация (англ. Compensation, Comp.) – одно из свойств стежковых объектов, вокруг которого набралось уже немало тайн, мифов и загадок. Давайте попытаемся выяснить, что это такое.
Общее понятие компенсации
Компенсация – это намеренное искажение (деформация) формы объектов дизайна при создании программы. Это искажение служит для того, чтобы не допустить деформационных дефектов во время процесса вышивки: избежать зазоров между контурами объектов и предотвратить искажение формы объектов (чтобы круги не стали овалами, а квадраты - прямоугольниками).
Выделяют 2-а типа искажения формы:
- Стягивание (pull) – уменьшение толщины объекта вдоль направления стежков.
- Вытягивание/удлинение (push) – увеличение длины объекта вдоль длины стежка.
Искажение формы контура происходит под влиянием взаимодействия верхней и челночной нитей с тканью при изменении направления стежка в процессе вышивки.
В этой статье мы поговорим только о компенсации стягивания.
Компенсация стягивания (Pull compensation, pull comp)
Существует 3 пути добавления компенсации к объекту:
- вручную исказить форму, оцифровав объект шире, чем он есть на исходном дизайне
- отрегулировать соответствующий параметр в программном обеспечении
- комбинация первых 2-х путей
Хочу отметить, что для реализации первого варианта требуется немалый опыт и «пристреленный глаз».
Во многих западных источниках я читала, что путь №3 наиболее эффективен. Они считают, что искажение формы объекта во время оцифровки должна покрывать основная доля величины компенсации. А добавление еще небольшой величины автоматической компенсации позволяет одному дизайну быть подстроенным под разные типы тканей.
Второй вариант с автоматической компенсацией гораздо проще и очевиднее.
Для регулировки параметра величины автоматической компенсации существует 2 метода:
√ абсолютное (фиксированное) значение в миллиметрах
√ процентное соотношение – компенсация рассчитывается как определённый процент от длины стежка
В некоторых редакторах есть еще дополнительные настройки для параметра компенсации:
√ можно выбрать только одну сторону для компенсации стягивания
√ можно выбрать компенсацию только по какому либо направлению Х или Y (такая настройка есть в Tajima DGML by Pulse)
Что определяет величину компенсации и методы ее регулировки?
- тип ткани: чем тоньше и мягче ткань, тем больше требуется компенсация по сравнению с толстой, плотной тканью
- настройка натяжения верхней и нижней нити в машине
- площадь вышиваемой поверхности. Чем толще элемент, тем больше компенсация
- плотность вышивки. Чем выше плотность, тем больше компенсация
- Ну и напоследок, те самые рецепты, которые всех интересуют: какие существуют устоявшиеся величины компенсации стягивания?
- компенсацию ставить в пределах 0,1-0,4мм. Встречала я мнение о том, что величина 0,4мм спасает в стандартной ситуации
- на острых и прямых углах сатинов ставить компенсацию в процентах (%) для получения более четкого угла
- при сопряжении объектов друг с другом необходимо нахлестнуть их друг на друга не менее чем на 1мм вручную или прибегая к настройке величины компенсации
- слишком большая компенсация тоже может повредить внешнему виду и служить причиной деформации вышивки
Конечно, все эти параметры достаточно условны и служат лишь отправными точками для начала создания дизайна. Компенсация – это не точная наука, чтобы можно было сказать какое значение является правильным. Правильное значение всегда можно найти по результатам тестовых отшивов дизайна. Зачем это делать читаем здесь.
В следующем посте я продолжу тему Компенсация и опишу компенсацию вытягивания (удлинения).