Цвет в машинной вышивке. Базовые понятия
Интересно, кто-нибудь станет спорить, что смешивание, да и просто подбор, цветов ниток в машинной вышивке представляет собой несколько иной процесс, чем смешение красок для печати или просто для рисования? Хотя и в области рисунка красками уже довольно давно существуют теории о спорности классического подхода к работе с цветом на основе метода И. Ньютона. Кому интересно, могут почитать книгу Майкла Уилкокса «Синий и желтый не дают зеленый».
Но вернемся к нашей тематике. Все пособия, книги и прочие информационные материалы по теме цветообразования в узкой области машинной вышивки все равно построены на классическом цветовом круге Ньютона. Просто потому, что больше не на что опираться, разве только на свой опыт. Да к тому же, выбора цветов с помощью цветового круга намного лучше способа случайного подбора ниток. Особенно для людей неискушенных.
Поэтому я позволю себе немного затронуть тему цвета в дизайне машинной вышивки.
Цвета делятся на 2 группы:
- Хроматические – цвета спектра.
- Ахроматические – белый, черный и все оттенки серого.
Посмотрим на классический двенадцатичастный цветовой круг, состоящий из хроматических цветов:
В его основе лежат всего 3-и цвета: желтый, красный и синий (на рисунке «I»). Называются эти цвета основными (первичные), потому что их нельзя получить смешением между собой.
При смешении первичных цветов между собой получаются составные цвета (вторичные). Они на рисунке обозначены как «II». Это оранжевый, зеленый и фиолетовый.
При смешении вторичных цветов между собой образуются третичные цвета (на рисунке «III»). Это желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.
Кроме этого существуют такие понятия, как:
- Цветовой тон – характеристика цвета, определяющая его оттенок, как правило, мы его называем словами (сиреневый, малиновый и т.д.).
- Светлота – степень высветления или затемнения цвета. Получается добавлением к исходному цвету белого или черного. При добавлении белого получается оттенок цвета, а черного – тон.
- Насыщенность – интенсивность и степень чистоты цвета.
- Температура – понятие, связанное с ассоциацией горячий-холодный. На этой основе выделяют теплые, холодные и нейтральные цвета.
Существует несколько методов, с помощью которых на основе цветового круга можно строить гармоничные цветосочетания на основе подбора 2-4 цветов. Например:
√ Смешение в пределах одного цвета (mono). Используются только различные степени высветления/затемнения.
√ Смешиваем 2-а противоположных (дополнительных) цвета (contrast), находящихся на противоположных сторонах диагонали круга.
√ Смешиваем 3-и цвета, которые будут находиться по углам равностороннего треугольника (triad):
√ Смешиваем 3-и родственных цвета. Родственные цвета следуют друг за другом на цветовом круге.
√ Смешиваем 3-и цвета: два цвета родственные, один – контрастный (контрастная триада).
√ Смешиваем 4-е цвета: 3-и родственных и 1-н контрастный (analogic).
√ Смешиваем 4-и цвета: по два взаимно усиливающих (tetrad).
Кроме приведенных выше, есть еще другие схемы, их можно найти и в книгах, и в интернете. Остается только практиковаться, не забывая, что нитки не могут смешиваться и проникать друг в друга, подобно краскам. А также и то, что используемы типы стежка, углы наклона, фактуры и текстуры будут привносить свой, и немаленький, вклад в конечный результат.
Интересно, хоть в каком-то программном обеспечении есть механизмы, помогающие подбирать нитки в автоматизированном режиме исходя из реальной палитры вышивальных нитей, основанные на методах описанных выше?
НЕТ ПОХОЖИХ ЗАПИСЕЙ