Стоит ли переплачивать? Таджима и Эра последних версий. Сравнение интерфейсов и общего удобства пользования
Пока у меня есть возможность я хочу детально сравнить между собой два вышивальных редактора по важным для меня параметрам и настройкам:
1. Полупрофессиональную Stitch Era Liberty Plus 11.41
2. Профессиональную TajimaDGML наивысшего уровня Maestro 14
Я понимаю, что сравнивать их более чем странно для многих, особенно, если оперировать понятиями профессиональная/полупрофессиональная/любительская и пытаться ориентироваться на то, что цена в какой-то мере может отражает качество. Я хочу подойти к оценке все же с позиции не «крутости» уровня, а с такой – возможно ли получить за меньшие деньги приемлемую программу. Каждая из этих версий программ последние и пока нового еще ничего не выпускалось, хотя на Таджиму кажется есть какие-то апдейты, но я их не ставила, так как ничего в ней не программирую вообще – программа просто стоит на компе и не используется мной за ненадобностью.
Сравним цены на эти редактора: три года назад за комплект тех функций, которые я хотела иметь в редакторе StitchEra Liberty я заплатила около 75 тысяч рублей. А TajimaDGMLMaestro 14, исходя из полученного мной последнего коммерческого предложения (а это была акция) в мае 2013, стоила 5800$, что по сегодняшнему курсу составляет приблизительно 210000 тысяч рублей. Сумма эта для меня не маленькая, а уж если подумать, что без акции редактор стоит 8150$, то и говорить нечего. Поэтому, когда встал вопрос о покупке, выбор мой пал на полупрофессиональный и более дешевый аргентинский редактор вышивки, а хотелось конечно же купить Tajima потому, что я очень долго в ней работала до этого.
И вот сейчас, когда я у меня есть возможность сравнить эти два продукта, имея на руках лицензионные версии (одна моя, одна – партнера), то хочется трезво оценить, что же я такого потеряла, заплатив гораздо меньше денег.
Пробегусь по важным для меня параметрам и настройкам дав наглядное сравнение двух редакторов. По всем, конечно же не пройдусь, но на те функции и удобства/недостатки, на которые обращаю внимание и использую чаще всего в любом из вышивальных редакторов разберу:
- Обе программы чрезвычайно требовательны к ресурсам компьютера, что имеет для меня значение. Они очень сильно тормозят, но каждая имеет свои слабости. Таджима, например, при количестве стежков приближающимся к 50000 уже глубоко задумывается. Особенно если работать в режиме 3d, да еще и с отображением точек прокола и узлов, и видимыми стежками. Это касается и оцифровки, и даже простейших трансформаций типа копирования или сдвига. Приходится жертвовать отображением узлов, а иной раз и отключать отображение стежков, иначе оцифровка может быть бесконечной по времени. А Эра при нехватке ресурсов тормозит на этапе построения и изменения – просто между щелчком мыши и появлением точки на экране проходит некоторое время, но при этом без разницы в стежковом режиме или в 3d ведутся построения и отображены ли точки прокола. При этом копирование, смещение и др. трансформации происходят достаточно быстро.
- Настройка горячих клавиш. Мне важно, чтобы каким редактором я не пользовалась, я хочу, чтобы сочетания горячих клавиш в редакторах совпадали. То есть, сатин, татами, редактирование форм и прочие часто используемые инструменты вызывался бы одной-двумя кнопками, которые были бы одинаковы везде, чтобы мне не приходилось при работе включать голову, вспоминая, какие же они в этом редакторе, и что мне надо нажать, а у меня срабатывали рефлексы и работали пальцы руки.
Таджима в простейшем случае дает выбор: либо ты пользуешься старыми сочетаниями клавиш (как в предыдущих версиях), либо пользуешься новыми:
Но можно и свои клавиши прописать, чем может побаловать пользователя далеко не каждый редактор:
Эра позволяет пользоваться клавишами по умолчанию или подстроить интерфейс под пользователя, назначив часто употребляемым инструментам практические любые сочетания клавиш:
Конечно и тут возможности не безграничны, но это лучше, чем ничего. Но в любом случае, возможность подстройки горячих клавиш есть в обоих редакторах.
- Настройка масштаба. За последнее время привыкла делать проект только при одном параметре масштаба, стараясь не изменять его в процессе оцифровки – зум колесиком мыши у меня отключён. Обычно рабочий масштаб 600%, а для мелких деталей - 1200%.
В Таджима 14, так же, как и в предыдущих версиях, желаемый масштаб назначить нельзя. Есть только вот такие возможности:
Это очень для меня неудобно, так как иной раз сложно подогнать под привычное для меня значение.
Эра дает зумить как хочешь, можно пользоваться не только встроенными стандартными параметрами, но и выбирать масштаб самостоятельно, вбивая его в окошке:
- Методы ввода объектов. Очень люблю метод ввода QuickDraw - быстрое рисование. Не во всем программах можно вообще выбирать методы ввода, а уж тем более переключать их друг на друга в течении работы. А вот Таджима расстаралась, предоставив пользователю способов введения кривых огромное количество, что очень удобно. При этом она позволяет переключаться между способами ввода с помощью горячих клавишь:
По сравнению с ней эра просто бедна: - варианта всего два (Безье и части окружностей), но приспособится можно, в других редакторах и такого выбора нет:
В обеих программа любой вектор и тип стежка можно сконвертировать в любой другой тип, что, например, не реализовано в Вилкоме.
- В обеих программах создавать объекты можно разных типов: как вектор, который будет потом конвертирован в стежковый объект, так и сразу непосредственно стежковый объект. Но интересно то, что процесс конвертации вектора в стежки в обеих программах чрезвычайно неудобен. Ни там, ни там, нельзя при выделенном объекте просто нажать горячую клавишу, соответствующую нужному типу стежка конвертировать его, назначив ему точки входа выхода и задав направление стежка, как это происходит в Вилком 2. В этих двух программах нужно выделив объект лезть в специальное меню, в котором выбирается тип стежка.
Таджима:
Эра:
На мой взгляд, это огромный недостаток и одной, и другой программы, хотя я и редко конвертирую что-либо из вектора напрямую.
- Работа с самыми распространенными графическими редакторами. В Таджима есть DrawFusion – это когда прямо в вышивальном редакторе открывается встроенный в него CorelDraw (похожее реализовано в Вилкоме). Соответственно, все манипуляции с векторами в Таджима и вставку их в редактор лучше проводить через этот встроенный графический редактор. Потому что, как и в более ранних версиях, копирование вектора через буфер обмена, и вставка его прямо в рабочее поле Таджимы влечет за собой изменение формы объектов вплоть до полного безобразия. Особенно это заметно на маленьких элементах, основанных на кривых.
Это исходный вектор в Корел:
Это то, что получено в Таджиме через буфер обмена:
При увеличении маленькие элементы в Таджима выглядят вот такими видоизмененными:
Сейчас стало лучше, чем раньше. Раньше вообще все было криво, но все равно это безобразие, ведь я рисовала овалы:
На крайний случай нужно вставлять вектор в Таджиму нужно только в формате ai, тогда деформации исходника не происходит, а вот родные файлы корела вставлять напрямую в Таджима тоже плохо.
Эра также не слишком лояльно относится к прямому копированию, примерно схожим способом деформируя вставляемое (по всей вероятности, тут все же виноваты не вышивальные редактора, раз картина получается очень похожей):
Встроенного графического редактора Эра не имеет, но если на компе стоит Корел или Иллюстратор, то она вставляет открытый рисунок без деформации с помощью отдельной кнопки:
Это происходит несколько долго, особенно, если рисунок сложный и состоит из большого количества элементов. Но качество получается один в один.
- Единицы измерения плотности. Не буду расписывать, почему это важно, это, на мой взгляд и так очевидно.
Таджима богата единицами, начиная от загадочных pt., заканчивая миллиметрами и SPI – выбирай что хочешь и к чему привык, хоть в абсолютных, хоть в относительных значениях:
А вот Эра считает плотность в абсолютно загадочных раньше для меня линиях на мм:
Но ничего, я привыкла, увидела уже, какие значения линий на мм хороши для разных тканей и типов застилов. Для справки 5 линий на мм – это что-то около 0,4мм привычной для многих елиниц.
- Стандартными трансформациями типа копирования по разным направляющим и просто так, отражения, поворота, разработчики никого не обидели. Все есть и в одной и в другой программе. А вот смещение объекта на заданное расстояние есть почему-то только в Таджиме, что очень удобно при подборе раппорта рисунка, например:
А в Эре такой возможности подвинуть элемент нет. Мне кажется это странным, так как достаточно востребованный при работе инструмент.
- Очень мне нравится чудесный инструмент, который называется в Таджима Powercopy – он дает возможность делать копию объекта, при этом каждый раз изменяя его размер и положение:
Этот бесценный по своему удобству инструмент я видела еще в стареньком WingsXP.
А вот в Эра такой возможности нет, как и во многих других редакторах, подобную трансформацию приходится производить вручную, используя несколько инструментов друг за другом, что много дольше. Но я особо не расстраиваюсь – у меня это не особенно распространенная операция при оцифровке.
10. Есть еще в Таджима такая известная по любому графическому редактору трансформация как Envelope– искривление нарисованного уже исходя из примененной к нему формы:
За многие годы вышивки только один раз мне пришлось применить этот инструмент. И то для расчета примерного количества стежков в дизайне. На мой вкус - это бесполезный инструмент не только в вышивальном редакторе, но и зачастую в графическом редакторе тоже – конверт так ужасно деформирует дизайн (не только буквы, но и орнамент), что проще новый нарисовать, чем вышивать так, как он предлагает, красиво вписав его в заданную фигуру.
В Эре этого инструмента нет, что с учетом всего вышесказанного меня ничуть не смущает, ведь качество и красота вышивки напрямую зависит от дизайна исходной картинки.
11. Процесс редактирования кривых. На мой взгляд ни в одной из рассматриваемых программ редактировать кривые неудобно. Это касается и добавления новых узловых точек и изменения их типа, так как нельзя их добавить просто щелчком по кривой (Таджима) или по конкретной точке (Эра), как, например, в вилкоме или в Кореле. Здесь приходится нажимать на кривую, потом правой кнопкой мыши вызывать ниспадающее меню и там уже выбирать нужное действие. Это крайне неудобно и долго.
В Эре:
В обоих редакторах это можно полечить назначением горячих клавиш. А вот привычной для многих манипуляции изгибом кривой, схватив ее не за опорную точку или за ус, а за саму кривую ни там, ни там нет.
12. Простейшие трансформации с объектами такие как комбинирование, пересечение, исключение и т.д. хорошо представлены в Таджима, где все их можно совершать как над векторами, так и над стежковыми объектами:
Особенно, в свое время (давненько это уже было), меня поразил там очень простой в применении инструмент, возможный только на стежковых объектах, как подрезка одного контура под другой с задаваемым параметром перехлеста и удалением накладывающихся друг на друга стежков (Remove overlapped stitches):
Указываем дистанцию нахлеста одного на другое:
И получаем результат:
В Эре простейшие операции возможны только с векторами, а подрезка с перехлестом вообще отсутствует как класс.
Но, тому, кто рисует все ручками, не используя вектора, это вообще не нужно. Удобнее и быстрее рисовать все по месту, зная куда и сколько сделать нахлест и почему (это зависит от типа стежкового объекта, его параметров, направления стежков и типа ткани. И все это вместе определяет довольно строгую цифру, о чем я уже неоднократно писала). По крайней мере к такому выводу я пришла по мере накопления опыта в программировании. Так что нужны ли эти кнопки вообще?
13. Со способами выделения объектов в рабочем поле у обоих редакторов все примерно одинаково: прямоугольник, лассо, цвет, типа стежка и т.д.
Но Таджима значительно отличается от всех других редакторов потому, как точно она позволяет в массе нарисованного найти именно нужный объект с заданными параметрами. Штука эта называется фильтр, я частенько, когда программировала в Таджиме, им пользовалась:
Здесь можно отсортировать, что показать, а что спрятать, не только по цвету и типу стежка, но и по плотности сатина, например, или типу каркасных строчек, или типу и количеству компенсации, чтобы выделить нужное:
Вот это просто чума, ведь можно выбирать по любому свойству! Аналогов я пока не видела.
В Эре все несколько проще, но многое более наглядно. например, чтобы скрыть какой-то цвет, достаточно нажать в палитре правой кнопкой мыши на цвет, который не нужен, он зачеркивается крестом и перестает отображаться на экране. Это просто и удобно:
А выделить какой-то цвет можно просто выбрав команду выделить цвет и щелкнуть по нужному цвету в дизайне, тогда все объекты этого цвета выделятся.
Выделение по типу стежка в Эре идет через вот такую довольно удобную табличку, в которой галкой нужно отметить цвет и тип объекта:
По крайней мере, фильтрация выделения здесь реализована намного лучше, чем в том же Вилкоме.
- Менеджер объектов. Весьма важная панелька, информативность и удобство пользования которой имеет для меня огромное значение.
Ничего лучше таджимовского менеджера объектов я не встречала нигде. В нем есть все перечислю по порядку: название и номер цвета, если они определены в палитре, превьюшка элемента (большая или маленькая – по желанию), возможность скрыть/показать одним нажатием объект/слой (цвет), заблокировать его от редактирования, условное и очень наглядное обозначение команды вначале и в конце объекта (команду можно тут же менять, не влезая в свойства объекта), в конце написан типа стежка.
Если сделать более подробный разворот этой панельки, то можно даже увидеть тип заполнения:
Информативность полная. Удобно ли перемещать объекты, изменяя последовательность? Вполне – можно вставить новый объект сразу после нужного магическим сочетанием клавиш.
В Эра подобная панель выглядит более чем скромно. Информативность ее и удобство пользования оставляют желать лучшего – нет даже автоматической группировки по цветам, а уж перетасовывать объекты собирая порядок сущее мучение. Но зато для каждого объекта есть краткое описание типа стежка, примененного к ней каркаса и количества стежков в нем:
Хочу отметить, именно эта особенность вышивального редактора Эра – неудобство сбора последовательности отучила меня раз и навсегда сначала отрисовывать кучу элементов в произвольном порядке, а потом долго и нудно пытаться их упорядочить. Теперь я цифрую дизайн сразу в той последовательности, в которой она будет потом вышиваться. И правки вношу потом минимальные – то есть я продумываю сразу, что и зачем у меня пойдет вышиваться. Это оказалось очень продуктивно и производительно.
Вся последовательность цветов и движение по ней в Эре хорошо и наглядно реализованы в панели навигации (по цветам, стежкам, объектам и т.д.):
Здесь еще по шкале смене цвета можно передвигать (своеобразное упорядочивание) любой цветовой блок перед/поле любого другого, ухватив его и начав двигать вправо-влево. На рисунке снизу блок выделен белым прямоугольником, а место возможной вставки обозначено двумя черными треугольниками:
Похожая навигация есть и в Таджиме:
Ну, а уж симулятор процесса вышивки есть тоже в каждом из этих редакторов. Только в Таджиме он крутой с возможностью тонкой подстройки, о которой я расписывала, вспоминая старенький таджимовский конвертер Ambassador версии 13, который теперь днем с огнем не сыщешь. Только вот что-то за последнее время (два-три года) я не припомню ни одного случая, чтобы мне симулятор процесса вышивки понадобился, какой бы крутой он ни был. Раньше я его использовала только потому, что работала на ZSK, и мне жизненно важно было отследить все функции, вставленные в программу. А теперь симулятор для меня оказался никчемной игрушкой, которая есть да не нужна.
15. Панель свойств объекта. В обоих редакторах она расположена справа от рабочего поля и в ней есть все необходимые параметры. Количество параметров можно варьировать как по минимуму, так и по своему вкусу.
В Таджиме набор доступных параметров определяется кнопками, обведенными красным:
В Эре набор параметров также можно настроить по своему усмотрению, щелкнув по шапке правой кнопкой мыши и выбрав или настроив требуемое:
16. Что мне нравится и в том, и в другом редакторе, это то, что можно копировать свойства отдельно выбранного объекта на другой. Только в Таджиме это копирование происходит по всем параметрам, для заливок включая даже направление стежка, что не всегда удобно. А эра предоставляет разные варианты, что более гибко (копировать все без цвета, копировать только каркасы, компенсацию и прочие тонкие настройки и т.д.):
17. Еще мне нравится и в Эре, и в Таджиме - наследование свойств стежковыми объектами. То есть, каждый раз, когда я меняю какой-то параметр в одном объекте еще до того, как он будет оцифрован, то каждый последующий объект этого типа будет обладать этими свойствами, пока я что-то в очередной раз не поменяю. И не надо нажимать никаких кнопок и загружать заранее заготовленные шаблоны свойств. К слову, более ранние версии Таджимы не обладали такими свойствами.
Чем схожи эти два редактора в тонких настройках стежковых объектов и чем кардинально отличаются по своим возможностям, я опишу в следующем посте, так как этот вопрос требует детального сравнения, чтобы понимать: стоит ли овчинка выделки и потраченных денег? Или все-таки стоит их потратить?
Итого по интерфейсу: программы отличаются, это естественно. Но наборы свойств и удобств у них примерно похожи. И я для себя не вижу никаких особых преимуществ в удобстве интерфейса профессиональной программы, кроме мелких бонусов, без которых можно прекрасно обойтись. Так ради чего переплачивать солидные деньги?
Для меня самые главные нововведения 14 ой версии Таджима, по сравнению с 12-ой это объединение объектов (это когда, например, обводим векторный рисунок паутины, объединяем объект и задаём строчку или стейл, а программа сама пересчитывает все переходы. Такое, кажется было в Вилком, а вот в 12-ой Таджиме не было).
Второе, это перемещение по экрану как в Иллюстраторе - с зажатым пробелом.
И окно навигации тоже иногда полезно при больших дизайнах.
Это так на вскидку, что вспомнил, давно не работал в 14-ой
Но...... для сравнения, вы купили красивую, дорогую машину, но вот при поворотах направо и влево она всегда дергается. И чем длиннее дорога, тем чаше это происходит.... А ведь это ваша работа - управлять этой машиной.
Так и с Таджимой - её тормоза расшатывают нервную систему!
А так для простых дизайнов это хорошая программа. Для тех кто "сидит" на шевронах и у кого много "обвеса" на машине - пайетки, лазер и т.д. Я знаю тех кто всё это имеет на своём производстве, поэтому и терпят все её баги, ошибки и тормоза.
Денис, бранчинг (объединение однотипных ветвящихся объектов) вроде всегда был в таджиме, только сейчас они его реализовали несколько лучше. Бестолковая функция, на мой взгляд, в любой вышивальной программе - там столько лишних переходов и стежков образуется, что лучше уж самому оцифровать, чем этим пользоваться. Потому я и не пишу об этом - мне не интересна подобная возможность в принципе.
Перемещение с зажатым пробелом - действительно удобная штука - я встречала что-то подобное в ces2000 от Классика. Это действительно лучше всяких клавишь, скроллинга или зума.
А окно навигации есть в любой современной вышивальной программе. Не многие им пользуются. Я пользуясь где-то в 50% случаев, когда дизайн большой, чтобы не приходилось уменьшать часто и смотреть куда мне там дальше планировать поледовательность. Реально удобная штука. Вроде она и раньше была, только не была вынесена в докеры.
Тормоза Таджимы - реально опасно для нервов.
А вот про шевроны и прочую массовку я не согласна - кроме таджимы их можно делать .... Да везде их можно делать. Пайетки и лазер сейчас везде программируются. Вон даже в полупрофессиональной Эре это есть и, судя по ее возможностям, она зачастую справляется с этим не хуже других профессиональных редакторов. Но у таджимы есть замечательный менеджер объектов, который позволяет контролироваться все действия и функции по максимуму, что дает возможность избежать многих ошибок и все увидеть наглядно, еще до того, как перпортишь кучу ткани, ниток и времени. Вот это самое главное ее преимущество над другими редакторами это весьма важно для новичков. И ради этого, соглашусь, можно частично мериться с ее тормознутостью.
Но сейчас, являясь, хоть и условным обладателем этой программы (она не моя), я понимаю, что сейчас, ради каких-то привычных мне по работе в ней удобств, я бы не стала платить такие большие деньги. Ради чего? Купить брэнд?