Вопрос вопросов: повышение квалификации персонала в вышивальном бизнесе
Сегодня меня в очередной раз осенило. Вернее дошла наконец-то до меня читанное уже не раз и не у одного автора утверждение о том, что бизнес (любой, не только вышивальный) держится на постоянном повышении квалификации и обучении персонала. Я думала раньше, что это простая реклама их бизнеса по обучению вышивке и все что с ней связано, ан-нет.
Описываю стандартную ситуацию:
- Существуют такие сложные ткани, работать с которыми очень сложно и не каждая вышивальщица может вышить на них так, чтобы получилось хорошо, и все остались бы довольны. К таким тканям относятся, например, плащевки, прорезиненные ткани, новомодные трикотажи с напылением и без, тянущиеся во всех направлениях, трикотажные сетки и прочая, прочая, прочая. Тут надо и с запялкой поиграть и с натяжением нити, и флизелин подобрать и много что еще.
- Я по себе знаю, что к таким тканям с кондачка не подступишься, и приходится экспериментировать и пробовать до тех пор, пока не появится «чувство ткани». Тогда только начинает срастаться дизайн, принципы создание программ и ткань в единое целое.
- А если у вас есть только самые общие представления о том, как работать с такой сложной тканью и при этом все равно надо вышивать, что делать? Вышивать.… И вот он – брак. И за него надо платить. И платит обычно вышивальщица после бурного выяснения отношений и объяснений, как же она неправа и куда она смотрела.
При этом я прекрасно понимаю тех работодателей, кто хочет получить себе работника, который уже все умеет и знает, у которого не бывает брака и …………………………..……………….. (помечтайте об идеальном сами). Но ведь такого в жизни не бывает. Требовать с работника требуют, а показывать и объяснять непонятное никто не удосуживается – это занимает время, а план горит. И потому, недосуг.
Насколько я знаю, в процессе обучения вышивальщице показывают только пульт и то, как запяливать в пяльца вообще и все. Мало кто объясняет нюансы работы с той или ной тканью. Все это ложится на плечи самого работника. А в результате – брак, его приходится переделывать. Но переделывать это полбеды, настоящая беда – это скандал, который устраивают клиенты, а потом это откатывается тому, кто этот брак произвел на свет. И деньги на переделке брака теряет не только вышивальщая, но и работодатель - ведь в это время могло вышиваться что-то другое.
Может, в вашем бизнесе это не так?
И причины брака в подобных случаях лежит не только на совести вышивальщицы, которая вполне может что-то не уметь. Здесь стоит задуматься о том, что пора бы уже многим работодателям начать повышать общий уровень своих же (!) работников обучая их, а не просто раз за разом констатировать факт: вот она, молодец, умеет вышивать на сложных тканях, а вот она – нет. Это очередное деление на касты и «ничегонеделание» без попытки заглянуть в будущее и увидеть, что потом ситуация повториться. И будет это до тех пор, пока не будет отработана эта модель поведения, исправлены все ошибки и налажен процесс производства нужным образом.
В общем, слова Ленина «Учится, учится и еще раз учится» оказываются действительно в очередной раз верными. Да и западные спецы не отстают от него в подобном утверждении. И не надо говорить, что у нас в стране нет такой профессий, как вышивальщик, и что учится, по-хорошему, негде и не у кого. Нам просто несколько сложнее, чем иностранцам – нам приходится осваивать все самому и опорой даже изобретать очередной велосипед.
НЕТ ПОХОЖИХ ЗАПИСЕЙ
Почему же "учиться негде и не у кого"??? Кругом только и объявлений, что о курсах, я уже не говорю о том потоке информации, который льется с экрана монитора. Было б желание... И не обязательно это должны быть затраты работодателя на обучение. Если я себя уважаю, хочу работать и желаю стать высоко-квалифицированным специалистом, то... не сложно почитать статьи в интернете, по-спрашивать на многочисленных форумах, купить нужные книги и т.д. и т.п.
Просто менталитет у нас такой, что работа это - отсидеть на работе нужное количество часов, что-то там делая (чтоб уж совсем не сказали, что зря платят), не интересуясь результатом и ожидая прибавок к зарплате, премий и других бонусов (например, съездить на оплачиваемые курсы).
Mary, приведите мне примеры курсов и форумов, которые, как вы считаете, действительно надо изучить всем, кто связан с машиной вышивкой. Какие книги посоветуете купить, кроме тех, что у меня есть и немногие из которых перечислены здесь? Я с удовольствием запишусь на курсы, гляну в форумы и куплю рекомендованные вами книги, если они реально дают стоющую информацию, кроме обучения работе в том или ином редакторе вышивки (если я еще их не оплачивала эти книги и курсы и не узучала дающуюся там информацию).
В даном случае, я скорее всего не слишком детализировала свои мысли - я имела в виду повышеник квалификации вышивальщиц, а не дизайнеров машиной вышивки. Разговор о повышении квалификации дизайнеров отдельный и он требует тоже отдельного рассмотрения.
Mary, если не секрет, а вы сами работаете в области промышленной машинной вышивки и представляете, что происходит в обычном вышивальном цехе, которыый работает не на индивидуалку, а на поток, когда у вас все расписано по очереди, что и за чем вышивать и определены жесткие сроки сдачи? Вы действительно полагаете, что вышивальщицы после смены (12-24 часа) сами будут сидеть в интернете и читать там о том, что они и так лучше всех знают? Что и где может почерпнуть вышивальщица с 5-10 летним стажем работы на тех курсах, которые сейчас есть в рунете или почитав книги о машинной вышивке, которые в большинстве своем дают только общую информацию и то, эта информация больше касается создания программ, а не технологии вышивки? Где ей учится работать как не своем собственном опыте, оплачивая тот брак, которые иной раз получается, из своего кармана? Кто ее будет учить работать со сложными тканями, если у нее нет изделия на приладку и пробу? Кот должен решать за нее эти вопросы, разве она сама? Почему работодатель не считает нужным повышать квалификацию своего собственного персонала, который заинтерисованв своей профессии, обучая его?
Я не собираюсь советовать курсы, форумы и книги. Зачем мне это?)) Да, вы и сами знаете, что таковые имеются и их не мало.
Вы писали о повышении квалификации персонала в вышивальном бизнесе, в целом, в заметке. А это не только вышивальщицы. Но даже если остановиться конкретно на них, то все зависит от желания. Вы же нашли время на обучение!
Ну, и если отвечать на ваш вопрос о моей персоне (хотя переход на личности - это конечно моветон), то отвечу - я юрист и год назад была далека от машинной вышивки, как от Луны. Но за год я овладела и общими знаниями по дигитайзингу (в нескольких программах), и знаниями по технологии вышивки и знаниями, касающимися вышивального бизнеса и др.
Я была на производстве: причем как на крупной фабрике, так и в частном ателье. Также я видела как работает вышивальщица на дому. И я знаю о чем говорю. (Кстати, чем крупнее производство, тем менее загружены работой вышивальщицы. Есть у них время на долгие перекуры в прямом и переносном.)
У многих где-то внутри заложено, что учиться - это в школе надо, а потом зачем. Узнать что-то новое? Только если мне за это заплатят. А когда платят, то еще с курсов домой сбежать надо исхитрится, личные дела решить.
Никто не говорит о правилах и аксиомах, но я говорю о большинстве случаев, которые имеют место быть не только в вышивальном бизнесе. В других сферах деятельности тоже самое.
Поэтому я возражаю учиться есть где, есть у кого, есть чему, учиться не хотят и вот в чем проблема.
Интересное наблюдение, что на крупном производстве вышивальщицам работать легче. У нас вышивальщицы аки пчелы трудятся.
А насчет обучения самостоятельно по своей профессии, но вне работы и за свой счет, мне вот что кажется, даже не кажется, я это наверняка знаю - когда работник сам себя обучает, он вырастает из своей должности и просто уходит, так как тесно на старой должности, а нового ничего ему не предлагают. Почему я думаю, что работодатель должен быть хоть както заинтерисован в развитии свого персонала? Да потому, что это в какой то мере может предотвратить текучку кадров. По статистике уход рядового работника обходися работодателю как минимум в 1-2 его зарплаты, пока он найдет и включит нового человека полностью в рабочий процесс. На потере специалиста среднего звена потери и того больше - 3-4 зарплаты. и не факт, что удастся найти равноценную замену.
А у нас и предприниматели самообучением не грешат. Кто у нас предприниматели? Сколько среди них людей со специальным образованием? Кто хотя бы какие курсы менеджеров проходит? Да никто! Даже если есть такие, то их единицы. Отсюда и имеем что имеем.
Будут учиться вышивальщицы, их перестанут устраивать прежние условия, захотят повышения в должности или в зарплате. Будут учиться предприниматели и менеджеры среднего звена, тогда управлять предприятиями станут иначе и картина изменится.
Но пока всех все устраивает. Не устраивало бы стали что-то менять. Не меняют, значит не хотят. Зачем суетиться, когда и так вроде как не плохо. А ругать начальство и всех вокруг - это тоже национальная черта.)))
Точно, ругать мы любим и умеем. Только вот это ничего не дает - все остается на своих местах, потому что ругань эта только для галочки. Реально удобно работать по накатанной, пусть даже при этом косяков и брака много. Просто менять себя - тяжело. И потому это никто не хочет делать. Очень остроумно на этот счет заметил у меня на работе один программист: "все мы тут ребята от сохи". Истина в последней инстанции. Я не владелец бизнеса, я не вправе ни ругать, ни давать советы как управлять, по всему тому, что мне кажется странным. Я просто наблюдаю, многое вижу, еще больше я не вижу.
У меня сейчас есть понимание ситуации, как работает вышивальный бизнес в целом. И сейчас я прекрасно понимаю, сколько бы я не росла, сколько бы сама не развивалась, мне все-равно никто ничего кроме моей текущей должности не предложит. Это просто не предусмотрено в маленьких фирмах. Всегда будет небольшая зарплата, вне зависимости от того, сколько и какого качества ты производишь. Некая усредниловка. Все работают по-разному, а зарплата у всех одинаковая. И если хочешь заработать больше, то надо выходить в выходной день или в ночь. И не важно, кем ты работаешь вышивальщицей или дизайнером. Лично для меня это тупик, из которого надо выбираться, выходя на новый уровень взаимоотношений и работы.
Так обучение персонала -это вообще главная тема в работе с персоналом. Ее орнанизует либо менеджер по персоналу, либо топ-руководство (если они сами за такового спеца). Это проходит красной нитью во всех менеджерских планах (если фирма не живет одним днем)
Ох, столько лет занимаюсь машиной вышивкой, работая на кого-то и ни разу еще эту "красную нить" ни у кого не видела. Схема обучения (вернее самообучения) обычно такая: те кому нравится - сами ковыряются и ищут информацию, повышая свой уровень, а все остальные просто ходят на работу. Лично я вложила в свое самообучение не менее 100 тысяч рублей по самым скромным подсчетам. И никакой работодатель мне обучения не оплачивала - им это не нужно, главное, чтобы я план выполняла.
Марин, а можно полюбопытствовать? А почему график работы вышивальщиц 12 часов? Я пробовала отработать на ногах 8 часов , как вышивальщица - это дико трудно, потому как присесть просто некогда. А у вас вышивальщицы-то что же сидят на работе? А как концентрироваться на качестве после 8 часов плотной работы? Идет же потеря качества. А если они имеют после этого выходные, то уверена, что они у них не для отдыха, а для другой работы... Интересно, окуда взялся такой график для вышивальщиц?
Люба, честно говоря, не знаю откуда взялся такой график. Но на потоке это стандартно, по крайней мере тут у нас практически везде - по 12 часов, 2 дня через 2. Даже вообще бывает плаваяющий график с ночными сменами. В некоторых местах даже смены по 24 часа чутки через двое. Работа конечно дико тяжелая - весь день на ногах, не знаю уж, как они выдерживают, там же у них висит куча операций разметка, запялка, вышивка, чистка, глажка-парка и т.д. Особенно по ночам жесть. Да еще когда постоянно надо менять дизайны, выставлять цвета и т.д. и приноравливаться к новым изделиям при небольших тиражах. В общем, масса возможностей где-то ошибится. Я работала вышивальщицей недолго правда в графике по 12 часов, два дня через 2, но на индивидуалке, когда вышивка длинная, так как многостежковая, хотя бы и не надо прыгать вокруг машины. Тогда нормально работается - находится время не только посидеть, но и чай попить, и потрепаться. И, насколько я в вижу, вышивальщицы работают от звонка до звонка: отработал и ушел. Они не развиваются дальше в дизайнеров, например. Есть много талантливых девочек, которые реально умеют вышивать так, что я могу им только завидовать с какими сложными тканями они работают и у них все отлично выходит, и частенько не важно при этом какой косорукий программист делал им дизайны. Они мне довольно регулярно показывают косяки в моей работе дизайнера - взгляд-то наметанный.
А график 2/2 реально очень удобен для подработки и вяских личных дел, и многим с мизерной зарплатой просто не до покорения высот в виде повышения квалификации и они используют его по другому назначению.
Спрос рождает предложение! Никто их (вышивальщиц) учить тонкостям не будет. Хозяин считает (и это тоже отчасти правильно) их научит рубль. Только с опытом всё получится. Мало того, на производстве опытная может и не рассказать всех тонкостей. Зачем ей такая конкуренция. Вот если бы в этой профессии были именитые мастера (как в питании шеф повара, бармены), тогда бы их переманивали и платили больше других. Хотя как платить больше, ведь они на "сдельщине" - сами заработают. Представьте, как к вам на работу приходит конкурент и просит рассказать его работницам все секреты мастерства.
Да ещё не стоит забывать про гастарбайтеров, кои меняются довольно часто. Зачем их учить. А вот если производство действительно крупное, тогда бы я и сам захотел иметь мастера профессионала следящего за всем процессом. С него бы и спрашивал, его бы и учил одного (двоих, троих).
А на маленьком - только редкое желание руководителя. Да и то вряд ли.
Намного сложнее найти хорошего программиста. Поэтом ничего не поменяется пока жаренный петух... сами знаете. Закончу тем, чем начал - спрос рождает предложение.
Денис, да в том-то и дело, что зарплата у всех одинаковая. У нас не сделка, а оклад. И брак бьет больно рублем всех. А вышивальщиц и так переманивают - их днем с огнем не сыщешь, очень востребованная специальность. Я не спорю, что с опытом все и получается. Но было бы хорошо, если бы опыт можно взять и наработать на образце, но ведь частенько его нет. Да и времени на пробы тоже.
На крупном производстве, да и на средних тоже есть мастера, которые знают и умеют больше других. Вот на крупном произвостве можно еще разелить работу между вышивальщицами в зависимости от их квалификации, а вот на среднем, я вижу - проблематично. Бывает, что все заказы сложные и как тогда быть? Не давать им вышивать, раз они не умеют?
А мне вот кажется, что найти программиста - не проблема. Сейчас не программирует только ленивый. Следовательно, азы он знает, остается ему показать пару настроек и фишек программрования, и вперед пяток-десяток достаточно качественных дизайнов по стандартам потокового производства обеспечен (я имею в виду небольшие дизайны).
вот для меня опять прозвучала странная вещь....Неужели вы не отшиваете опытный образец для клиента? Я понимаю когда сотни тыс. стежков в художественной выщивке... Но если это патч или лого?
Почему не отшиваем образец? Отшиваем. Наверное 90% случаев. А 10% так запускаем. Обычно дизайны не требуют корректировки вообще или максимум одну. Отшивает образец обычно его автор. Все как у всех, в общем.