Вышиваем на атласе
Синтетический атлас (полиэстеровый или ацетатный) считается почему-то не самым простым материалом для вышивки склонным к стягиванию и прочей деформации, и вообще, не прощающим ошибок. Вот я и решила проверить, так ли это и почему же про эту ткань существует такое мнение, ведь, на первый взгляд, да и на ощупь, ткань довольно стабильная и особых проблем с ней быть не должно. Исключая того, что ткань очень гладкая и может выскальзывать из пялец в процессе вышивки и, подобно шелку или органзе, чувствительна к запялке (можно повредить волокна).
Но для начала приведу общие рекомендации по работе с такой тканью:
- При выборе дизайна или его создании нужно иметь в виду, что плотность стежков должна быть меньше обычной (0,45-0,5мм). А количество каркасных строчек – минимальным. Хотя, именно такая минимизация каркасных строчек кажется мне странной и неоднозначной для такой скользкой ткани.
- Длины стежков сатинов и заливок лучше использовать небольшие (3-4мм).
- Важно, как и при вышивке на любых других тканях, соблюдать последовательность вышивки (от центра в стороны). А крпуные объекты, сделанные заливками лучше спланировать так, чтобы они вышивались в одном направлении, а не в несколько встречных, чтобы избежать зазоров между сегментами. Подробнее об этом можно почитать в посте о оцифровке объектов сложной формы.
- Запяливать ткань надо аккуратно вместе со стабилизатором, старясь по максимуму избегать контакта пялец с поверхностью ткани, подкладывая бумагу или обернув пяльца.
- Стабилизатор отрывной, средний по толщине. Как вариант, чтобы не запяливать атлас, можно использовать клеевой типа Filmoplast + дополнительный отрывной стабилизатор под пяльца.
- Нитки можно использовать любые, но почему все рекомендуют отдать предпочтение вискозе.
- Иглы подбирать надо по толщине соответствующие нитке и толщине ткани. Рекомендуемый тип острия иглы – легкое округлое (SES).
Сделала я цветочек и вышила его на атласе. Получилось, на мой взгляд, отлично:
Отлично конечно в том смысле, что при довольно плотном застиле деформация и стягивание ткани убрались легкой глажкой. А проблем со следами от пялец не возникло вообще ни на одном из этих атласов. В обоих случаях от пялец остались обычные замины, которые легко убираются утюгом:
Скорее всего, я не прочувствовала это потому, что нижнее кольцо пялец у меня обмотано, для предотвращения выскальзывания. Подробнее об том, как бороться с выскальзыванием и порчей волокон материала я описывала в посте про всякие-разные мелочи для облегчения запялки.
Единственный недостаток, который я увидела в вышивке на этой ткани раздвигаемость волокон по периметру вышивки (похожий эффект частенько встречается на шелковых тканях). А так как вышивка у меня плотная, то это очевидно, но на мой взгляд не страшно:
Хочу еще отметить то, что дизайн с меньшей плотностью стежков, чем этот цветок, вышитый на этой же ткани не привел к меньшему стягиваю ткани. Но опять же стягивание некритичное и поправимое ВТО:
Ничего страшного, по моему мнению, в этой ткани нет. Я вышивала самыми обычными нитками, теми иглами, которые стоят у меня на машине #70-75 с острием SES. Стабилизатор ставила отрывной 40 грамм в один слой. Но, дополнительно к нему, я использовала клей временной фиксации, так как мне показалось, что моим тканям это нужно – очень уж они подвижны. Между верхним кольцом пялец и атласом я ничего не подкладывала (ни папиросную бумагу, ни дополнительную ткань) и атлас на лице у меня имел тесный контакт с пластиком пялец.
Дизайн делала как обычно, разве только плотность застилам уменьшила. Это составило около 15-20% от стандартных значений в моем редакторе. А в моем редакторе стандартная плотность стежков 5 линий на миллиметр (что-то около 0,4мм). А чтобы ткань сквозь стежки не проглядывала, я добавила плотности в каркасы, и все.
В общем, чем больше я вышиваю на разных тканях, тем больше у меня появляется чутья, что и как надо делать и в плане программирования и в плане того, как вышивать.