Вышиваем на бархате

Иной раз мне кажется странным, что можно задавать такой вопрос: «Как вышивать на бархате?», ведь вроде бы все очевидно и вопросов не возникает. Все это потому, что я уже имею кое-какой опыт вышивки на бархате и могу поделиться несложными правилами работы с ним.

машинная вышивка на бархате с аппликацией

Основные (общепринятые) правила машиной вышивки на бархате:

  • Нельзя запяливать, так как пяльца приминают ворс и остаются заметные следы. Можно только клеить или использовать магнитые пяльца.

Для приклеивания есть варианты. Можно использовать специальный клеевой стабилизатор, который не приклеивается утюгом, а имеет одну сторону клеевую, закрытую защитной пленкой, типа Filmoplast. Мне, например, не нравится использовать Filmoplast – он плохо удаляется. А если вышивать на нем большие дизайны, а потом еще и оставить его на некоторое время, то в процессе его удаления он снимается вместе с ворсинками бархата. Но держит ткань хорошо.

Можно использовать обычный стабилизатор, который сбрызнуть клеем временной фиксации, а потом приклеить на него ткань. Но использовать этот способ для больших по стежкам дизайнов можно только на свой страх и риск – бархат будет отклеиваться в процессе вышивки.

Рекомендации по подбору стабилизатора я встречала самые разнообразные. Кто-то пишет, что нужно использовать плотный отрезной, как для шевронов, кто-то отрывной средней плотности. Я думаю, что вариант с использованием отрезного выглядит странно. Я использую отрывной. Или вообще ничего не ставлю под бархат (если бархат плотный и стабильный, и его можно запяливать).

Существует еще очень распространенная рекомендация – фиксировать приклеенный бархат к стабилизатору с помощью дополнительной строчки по периметру дизайна (basting stitch).На мой взгляд, не каждый бархат стерпит дополнительные проколы и что-то может остаться после выпарывания. Тут надо тестировать.

  • Необходимо использовать поверх бархата водорастворимы стабилизатор, чтобы ворсинки не проглядывали сквозь стежки. Пленку нужно будет удалить после вышивки. Что бывает частенько не так уж и просто. Ведь дизайны бывают и с мелкими деталями. А мочить бархат нельзя и приходится много возиться.

Кстати, существует еще и несколько взглядов на то, когда надо удалять пленку с поверхности. Кто пишет, что нужно удалять ее после того, как вышились каркасные строчки, и не вышился финишный слой стежков. А большинство ратует за удаление после всей вышивки. Я тоже так думаю, потому что первый способ вносит в создание программы вышивки только лишние ненужные телодвижения. Да и не останавливать же машину, посреди процесса вышивки, чтобы оторвать пленку.

Как вариант, я встречала рекомендацию использовать в тех же целях терморазрушающийся стабилизатор, например, Termogas. Но мне данный способ кажется более чем сомнительным.

  • Нитки для вышивки могут быть самими разнообразными и по составу сырья и по толщине.
  • Ну а иглы нужно применять самые стандартные типа R или SES.Толщину подбирать в зависимости от толщины нитки.

Бархаты бывают разные по составу сырья – шелковые, хлопковые, вискозные, полиэстеровые и т.д. Они бывают очень стабильные, а бывают, трикотажные (стрейч), тянущиеся во всех направлениях. Если бархат клеят на липкую основу, а не запяливают, то это, в общем-то, не имеет никакого значения. А вот если бархат запяливать, то его стабильность имеет огромное значение.

Полагаю, что все знаю, что бархат ворсовая ткань. Причем высота ворса бывает совершенно разная от совсем маленькой, почти незаметной, до вполне приличной. Я вышивала на бархате, имеющем высоту ворса где-то около 5мм. Такой бархат с высоким ворсом очень похож на искусственный мех, но все же и это бархат.

Кроме высоты ворса, бархаты еще различаются направленностью ворса. В наличии или отсутствии этой направленности ворса конкретного куска бархата можно легко убедиться, проведя по нему рукой в нескольких направлениях.

Чем может помогать или мешать знание направления ворса в бархате при машиной вышивке? Если бархат не запяливать, а приклеивать, то ничем. А вот если его запяливать, очень даже нужно знать, куда смотрят ворсинки.

Да-да, я не ошиблась, когда написала «запяливать». Я тоже когда-то давно удивлялась такой возможности. Но, как показала практика, это вполне можно делать. Но запяливать надо не в пяльца, где мы не может влиять на способ и направления давления, а в раму, какие стоят на промышленных вышивальных машинах. То есть с помощью клипс. Клипсы в этом случае надо защелкивать в ту сторону, куда смотрит ворс – по его направлению. В этом случае наносится минимальный урон ворсинкам (в случае tajima-подобных профилей рам). Ну, и, конечно же, между клипсами и бархатом необходимо проложить дополнительную мягкую ткань, типа фланели. Следы от клипс, конечно же, остаются, но не такие критичные, как если бы использовались обычные пяльца. К тому же, если у вас есть хороший парогенератор и щетка к нему– то можно все поправить. Я не спорю, для такого ВТО нужен немалый опыт. Но все же это возможно.

А в прошлом году я встретила дешевый бархат, на котором не остаются замины от запяливания – вышивать одно удовольствие. А вот запяливать стрейчевый бархат в раму – сплошное мучение, не то, что приклеивать его на бумагу.

Пока писала, вспомнилась мне еще одна техника фиксации бархата – прикалывание его булавками на запяленную водорастворимую пленку. То еще занятие. Но в случае очень нежного бархата тоже вполне может применяться.

Рекомендаций по созданию программы для обычного бархата особых никаких нет, кроме того, что:

  • Избегать мелких деталей, особенно вышитых простой строчкой – ведь придется вытаскивать из них пленку. Да и-за своих размеров они все равно будут тонуть в ворсе.
  • Избегать больших по площади, забитых стежками застилов – стабильности в приклеивании бархата на бумагу нет никакой, ткань начнет отклеиваться, вышивка деформироваться. А значит надо, заменять эти застилы чем-то более экономичным, типа аппликации, которая, к слову, отлично смотрится на бархате.
  • Каркасные строчки – самые обычные, соответствующие размеру элемента и длинам стежков. Ну, и желаемому эффекту, конечно. Я, правда, неоднократно встречала рекомендацию класть под финишный слой стежков сатинов как минимум zigzag, а под заливку - полную решетку. Но, при условии применения пленки поверх ворса, хорошо работают на бархате и обычные программы, без усиления каркасов.
  • Плотности финальных застилов тоже обычные – 0,4-0,45мм. Главное, чтобы ткань через них не прогладывала.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости

Найдите в админке сайта панель Directory News - Настройки, блок Нижний блок - Виджеты социальных сетей

Добавьте в него виджет Твиттера или виджет вашей группы в любой из социальных сетей.

Как создать виджет Твиттера, написано здесь.

Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте

Размышления о машинной вышивке вслух