Калибруем натяжение ниток
О тестах для проверки правильности настройки натяжения ниток в вышивальной машине я уже писала недавно. Потому продолжу эту животрепещущую тему и сегодня сделаю обзор приспособлений (калибров) для контроля (измерения) натяжения, которые теперь можно купить и у нас в России, а не только на Западе.
Для начала немного теории о том, каких значений мы должны добиться, измеряя натяжение.
Натяжение на специальных приспособлениях измеряется в граммах или ньютонах. Соотношение значений натяжения нижней и верхней ниток должно составлять 1:4(5).
Нижняя нить должна на приборе показывать цифры 18-25гр. Самым лучшим показанием для плодотворной работы считается 22гр.
Натяжение верхней нити должно быть близка к следующим цифрам:
- Вискоза – 120-130гр
- Полиэстер – 120-150гр
Почему значения натяжения указаны в столь широком диапазоне? Как ни странно, требуемое натяжение зависит от толщины, плотности и состава ткани.
Для начала проверим натяжение верхней нити с помощью прибора до боли похожего на школьный динамометр:
- Нитка должна быть правильно заправлена в машину
- Вытянуть нитку из иглы под лапкой примерно на 15см
- Обернуть нить вокруг крюка на конце прибора
- Равномерно тянуть динамометр к себе
- Заметить показания натяжения по шкале
Должно получиться примерно так:
В данном случае калибр показал 110гр. Маловато для полиэстера. Надо регулировать.
К слову: этот прибор можно использовать для измерения натяжения как верхней, так и нижней нити. Но получается не точно. Но если нет дорогого приспособления для измерения натяжения нижней нити (Towa), то можно и использовать и этот калибр.
Теперь приступим к измерению натяжения нижней нити.
Приспособление для измерения натяжения нижней нити выглядит так:
Пользоваться им просто:
- достаем из машины заправленный нитью в рабочее положение шпульный колпачок.
- Ставим шпульный колпачок, так, чтобы защелка входила в паз приспособления, и протягиваем нить через ролики, как на фото ниже:
- Тихонько тянем за нить и смотрим на показания индикатора.
- Регулируем по необходимости натяжение поворотом винта на колпачке, не вынимая его из калибра
- Обрезаем нитку лезвием на приборе после окончания теста
У меня получилось, что шпульная нить настолько сильно затянута – 270, что надо бы ее ослабить. Что я и сделала.
Шкала этого прибора проградуирована в ньютонах, не в граммах, как того ожидается. Потому, чтобы получить значение, которое эквивалентно граммам, нужно показания разделить на 10. У меня получилось 270:10=27 грамм. Что довольно много для шпули. Тоже нужно отрегулировать, как и верхнюю.
После настройки натяжения всех верхних и нижней нитей, рекомендуется отшить тестовый дизайн и проверить качество вышивки на сатиновой колонне с непостоянной шириной, например, использовать тест Foxy, T-test или на комбинированном Madeiratest.
Напомню, что стандартно, при правильном натяжении, с изнанки мы должны увидеть, что 2/3 ширины сатина занимает верхняя нить, 1/3 ширины – нижняя. А верхняя нить не должна петлять на обычных плоских заливках.
Подробнее о настройке натяжения нижней нити почитать мои посты о регулировке натяжения нити на шпульном колпачке и регулировке верхней нити на промышленной вышивальной машине.
P.S. Наткнулась у Joyce Jagger на интересное, можно сказать остроумное, замечание по поводу того, как избежать утомительной и порой трудной регулировки натяжения ниток и покупки дорогостоящих калибров - использовать нитки только одного состава на машине, никогда не меняя их на другой, потому что машинки вырабатывают привычку вышивать чем-то постоянным, механизмы притираются и проблемы исчезают. То есть, по ее авторитетному мнению, достаточно только один раз наладить машину под определнный тип ниток и все будет хорошо. Полагаю, по своему опыту, при этом неплохо бы еще чтобы эти нитки были от одного производителя, а не разных, потому что они могут кардинально отличаться. Конечно совет замечательный, если действительно не вышивать ничем, кроме полиэстера или вискозы, а как тогда быть с металликами, тонкими нитками для ювелирынх вышивок и другими незаменимыми нитками?
Здравствуйте Марина !
Я недавно занимаюсь машинной вышивкой, у меня две машины бытовая (одноигольная) и полупромышленная (четыре иглы). Пока еще на имею приборов определяющих натяжение нитей.
В данный момент вышиваю логотип 100*100 в стиле аппликация. В качестве основы материал - флисс плотность 240. Материал для аппликации - тонкий флисс и габардин.
Стабилизатор - отрывной, клеевой
Я столкнулась с проблемой - на лицевой стороне верхняя нить образует петли, причем
только если я вышиваю нитками определенного производителя. Петли образуются не очень часто, а в промежутках между гладкой вышивкой. При застиле петель нет, они в основном возникают при обходе по контуру чаще на вертикальных участках.
Пробовала регулировать натяжение верхней нити. Челнок не трогала. Изнанка получается аккуратно.
Пробовала так же менять иглы, вдруг затупились. Размер игл - 75
Я думаю что это из-за качества верхней нити.
Интересно, что на бытовой машине я использую вискозу нашей фабрики "Моснитка" намотка 200 метров она не петляет, хотя сами представляете ее качество (правда в готовом виде после термообработки паром вид логотипа вполне приличный). Поставила на бытовую Китай - запетляла.
На п/промышленной использую злополучный Китай намотка 5000 метров - петляет.
Лидия, мне кажется вы все верно заметили про петляние ниток от конкретного китайского производителя. Я думаю, что проблема исключительно в нитках, раз вы даже меняли на отечественные и заметили разницу. Я даже как-то слышала мнение механика о китайские нитки: они отличаются от немецких или американских не только качеством сырья, но и пропиткой. Что якобы эти нитки пропитаны парафином, что ухудшает их скольжение в узлах вышивальной машины, а, что еще хуже - загрязняет эти узлы настолько, что нельзя отрегулировать натяжение вообще. И ничем потом эту пропитку не очистить, останется только заменить все узлы настройки натяжения подчистую. Я стараюсь не пользоваться китайскими и тайскими нитками. И вам не советую. К тому же, они очень часто рвуться. А цена их бывает такая же как и, например, гунольда. Сейчас у меня в ходу Fufu's в основном - полиэстер. Я очень довольна соотношением цена-качество. Понимаю, что к сожалению, не всегда есть возможность выбирать, какую нитку использовать. Но по опыту скажу, лучше чуть подороже заплатить за проверенного производителя - меньше головной боли.
Я тоже пробовала вышивать "мосниткой". Они показались мне толстоваты по сравнению с обычно сороковкой.У меня даже создалось мнение, что надо под них плотность менять - пореже сделать, тогда они не будут выглядеть так грубо. Но идут при вышивке у меня неплохо, не рвуться.
Марина здравствуйте!
Нитки Futu's мне тоже нравятся. Я однажды использовала в одном дизайне Futu's и Мадейра на застиле. Futu's ложился идеально, а Мадейра средненько.
По поводу Gunold - говорят что под этой маркой очень хорошая челночная нить которая выпускается в намотке 5000 метров, причем в широкой гамме. Я исполь-
зую Мадейру, к намотке 1500 метров претензий нет. А в шпульной намотке получается очень интересно (я купила для бытовой машины): - белый цвет идет нормально, черный - нить толстая и неоднородная.
Лидия, добрый вечер!
Я с вами вполне согласна, что Fufu's хорошая недорогая нитка, особенно полиэстер. Но обычно продается в ограниченной палитре. Мадейру вискозную и акриловую нитку в бытовой намотке я тоже пробовала однажды. Все они были куплены в магазине для рукоделия. И впечатления у меня о них сложились не самые хорошие. И рвется, и петляет. Вполне можно допустить, что они просто в магазине хранились в не очень правильных условиях - пересохли например, потому и так себя вели в процессе вышивки. Больше я в магазинах рукоделия ниток вышивальных не покупаю. А еще и цена на эти нитки настораживает - дорого. В промышленной намотке Мадейрой я тоже пользовалась и полиэстером, и вискозой, которые покупались непосредственно со склада поставщика - и создалось о них самое положительное впечатление.
Еще я беру Isacord от Amann - у них на складе обычно есть почти всегда вся палитра, да и намотку можно выбрать 1000, 2500, 5000. Я, вышивающая дома всякую мелочевку, 5000м буду пользовать очень долго.
Покупала как-то китайский Nitex - вискозу. Дешевый и очень порадовал в процессе шитья.
Шпульную я использую от Isa от Amann. Мне они нравятся, идут хорошо, есть в 2-х толщинах 150 и 180, но цвет только белый. Ну и заодно я их покупаю потому, что их офис находиться у меня тут недалеко от дома и мне удобно до туда добираться. Иногда я использую в качестве шпульной обычный швейный полиэстер, чтобы в цвет верхней нити подходил. Даже китайские дешевые швейные нитки идут хорошо на моей машине.
Со шпульным Гунольдом имела дело совсем давно, потому и не помню, как себя видут. Но точно знаю, что они бывают только черного и белого цвета. Помоему, он толстоватые по сравнению со шпульными от других производителей. Это написано у них во всех проспектах.
Про цветные шпульные я как-то очень давно, лет эдак 7 назад, узнавала у турецкого Durak. Тогда они сказали, что да возможно покрасить в любой цвет, только нужно тогда купить очень большую партию этих ниток. Наверное и сейчас у них точно такие же требования. Поэтому и выход только один - использовать швейную нить. Это проще, да и проблем обычно никаких не возникает, если поставить хотя бы толщину 120, а лучше 150.
В шпульках, уже готовую, я нитку пока не покупала. Так как я знаю, что они есть в шпульках разного размера M и L. Когда я хотела купить Мадейру (Рейнголд), то меня никто не смог проконсультировать, какой из них мне нужен, при этом продают они только размер L. Но сейчас я определилась - для таджимоподобных машин, типа моего Веллеса нужен L. Но если я поеду покупать, возьму на всякий случай с собой шпулю, померяю на месте. Интересно было бы посмотреть своими глазами, есть ли преимущество от их использования. Вообще, я читала про эти шпули, что они бывают намотаны разной по составу ниткой - полиэстером различного качества, хлопком. Может вам попалась подделка с черной ниткой? Я уже ничему не удивлюсь.
Марина, здравствуйте!
Как я поняла, Вы покупаете нитки Isacord напрямую со склада.
Возможно Вы знаете интернет-магазин который занимается их реализацией.
В моем городке кроме Мадейры бытовой намотки ничего не купить. В Иркутске
я нашла только Futu's
По поводу швейного полиэстера - интересно надо будет попробовать.
Лидия.
Насколько я знаю, все московские оптовые поставщики ниток и приклада отсылают посылки по России. Например, Книт об этом пишет: http://ism-pro.ru/structure/?section=13 А у них очень большой ассортимент продукции.
И Amann тоже отсылает: http://conefill.ru/feedback Кстати, Amann еще и карты цветовые дает бесплатно. Пишите им, они ответят.
Марина, здравствуйте!
Спасибо за ссылки, пойду пороюсь.
Здравствуйте, Марина. У Вас очень интересный сайт по вышивке. Читаю все статью по ПО и по работе с машиной. Я только недавно столкнулся с машинной вышивкой и пробую сейчас свои силы для различных дизайнерских дел, в основном интересует вышивка на трикотаже. Скажите, имеет ли смысл заморачиваться с покупкой калибра для проверки натяжения нити, насколько это на самом деле нужный в хозяйстве вышивальщика прибор и какова их цена у нас в России?
Виталий, здравствуйте.
Я в своей практике не использую калибр практически никогда (раза 2-а всего), все настраиваю по ощущениям: как идет нитка и шпульная, и верхняя. Опять же смотрю, что там получается на изнанке. И статью написала только для того, чтобы показать, что есть такой прибор калибр, что его в принципе можно использовать. Для верхней нити у нас калибр-динамометр стоит где-то 500р, а вот для шпули где-то 1500-2000р. Так что, в сумме получается существенно. На мой взгляд, можно взять только динамометр, его, как пишут в инструкции можно использовать для обеих ниток. Посмотрите на сайте welltex.ru в разделе челночных комплектов что из них сколько стоит.
Трикотаж - штука и для меня интересная, но опыта вышивки на нем у меня маловато. Если буду что-то пробовать делать, буду выкладывать статьи.
Замечательно. А еще скажите, пожалуйста, в работе вы каким софтом для оцифровки дизайнов пользуетесь? Что-то как незаинтересованная сторона можете сказать про Urfinus?
Я пользуюсь в основном Stitch Era Liberty (младший брат Embroidery Office) и реже Tajima. Очень редко использую WingsXP и Wilcom, так как не вижу в них особой надобности. Про Urfinus ничего не могу сказать, я его даже никогда в глаза не видела. Смотрела только презентационные материалы на их сайте - впечатляет массой эффектов. На мой взгляд, работать можно в любом редакторе, главное понимать, что делаешь и зачем. Все равно ни одно ПО не бывают идеально во всем: что-то в одном лучше, что-то в другом.
Марина, добрый день! а подскажите, где еще можно приобрести эти приспособления (кроме Welltex) т.к. там будут только под заказ по цене вместо 500 руб - 7-8 тыс, так как заказ будет за границей? спасибо Елена
Елена, если уж они сами заказывают за границей, то это проще самому сделать без их посредничества - быстро и дешевле в 2-2,5 раза. Вот на этом сайте я у америкосов заказывала пяльца для себя: http://www.allstitch.net/department/thread-tension-gauges-10367.cfm За две недели привезли и я получила на почте.
А раньше еще продавались такие приблуды в трансметалле и в таджиме-сервисе московском. Теперь не знаю есть ли у этих и какова цена. У меня у самой калибров нет, хотя маленький динамометр я бы прикупила.
А не проще карманные весы купить и кончик нити прикреплять и тянуть и измерять натяжение?
Уважаемые вышивальщицы! Зачем вам покупать калибры по 2000р а разве нельзя для этих целей использовать весы карманные (безмен по бабушкиному) вот только таблицу натяжения где взять не знаю там наверное деления разные
Дмитрий, пробовали, не получилось. Даже специально покупали электронный безмен у китайцев, но что-то никак не смогли приспособить