Вышиваем на вельвете
Уже очень давно хотела написать о машинной вышивке на вельвете. Это не самая распространенная ткань для вышивки, но все же интересно, за что за ней закрепилась дурная слава - «сложная».
Если описывать эту ткань в нескольких предложениях, важных для машинной вышивки, то можно сказать о ней так:
- Вельвет обладает ярко выраженной текстурой поверхности – имеет рубчик, который формируется ворсовыми полосками, чередующимися с гладкими полосками без ворса. Ширина полосок может быть самой разной, от узких с маленькой высотой ворса, до широких с высоким ворсом.
- Вельвет может быть сделан из 100% хлопка. В этом случае мы имеем на руках отличную почти идеальную нетянущуюся ткань. Или, что сейчас гораздо чаще встречается, состав его смесь самых разных волокон. Сейчас производители, помимо всего другого, любят добавлять в вельвет лайкру. С этой добавкой ткань становится тянущейся и хорошо драпирующимся в одном направлении – поперек долевой (рубчика). По крайней мере, последнее время мне попадались только такие экземпляры.
Звание «сложная» эта ткань получила за свою текстуру. Вышиваемые элементы могут тонуть не только в рубчике, но и теряться между ворсовыми полосками. А также край элементов имеет опасность стать рубчатым при пересечении полосок. Это и определяет задачу, которая решается совсем несложно.
Техника машиной вышивки на вельвете довольно простая и если ее соблюдать, то, в принципе, разочарований быть не должно:
- Запяливать ткань со стабилизатором. Можно применить как плотный отрывной, так и средний отрезной. Какой из них, зависит от качества используемого материала. Для еще большей стабильности можно зафиксировать ткань на стабилизаторе клеем временной фиксации.
- Если ворс очень высокий, то, как и для всех ворсовых тканей типа махры или бархата, можно использовать водорастворимую пленку сверху. Рекомендации по типу пленки, который подойдет для вельвета, можно найти самые разные – от самой тонкой, до супер толстой. Я даже где-то читала, что на грубом рубчике нужно использовать плотную водорастворимую. На мой взгляд, использовать-то можно, но вот как ее потом удалять такую толстую изо всех уголков? От себя добавлю, что можно вполне заменить дорогую пленку дешевым подручным материалом, который имеется в каждом доме.
- Можно использовать для примятия ворса вместо пленки – терморазрушаемый материал, например, термогаз, как советуют его производители. Но, если вы не хотите испортить ворс, когда его этот материал, то лучше уж положить пищевую пленку или пакет.
- Иглы использовать с острой заточкой. Толщина иглы подбирается в зависимости от толщины вельвета и ширины рубчика. При вышивке на ткани с очень узким рубчиком игла должна быть #70/10, а для очень толстых полосок - #80/12.
- Нитки для вышивки можно использовать любые.
Правила создания программы вышивки или подбора дизайна для вельвета гласят:
- Для очень тонкого рубчика подойдут любые дизайны, от самого простого, типа redwork, до самых сложных, полностью зашитых стежками.
- Для грубого рубчика лучше выбирать дизайны плотные и зашитые стежками и избегать тонких элементов.
- Буквы, если они есть в дизайне, лучше делать не менее 6мм, чтобы они не проваливались. Если буквы будут проваливаться, то можно под них подложить полную решетку татами с небольшой плотностью (как каркас), чтобы мелкие элементы не утопали в рубчике.
- Каркасные (укрепляющие) строчки нужно усилить.
- Под заливку вместо решетки под 90 градусов положить полную решетку под 45 и 135 градусов. Длину стежка подобрать такую, которая даст вышиваемой поверхности гладкость.
- Под сатины средней ширины положить строчки по краю, желательно в 2-а прохода с длиной стежка 2-2,5мм.
- Под тонкие сатины положить центральную укрепляющую.
- Под толстые сатины – строчки по краю, в 2-а прохода + зигзаг.
- Увеличить компенсацию стягивания, по сравнению с обычной хотя бы на 0,1мм.
- Плотность ставить 0,4мм или чуть плотнее.
Как и всегда, вышеприведенные мной настройки для создания дизайна вышивки самые общие. И подбирать параметры все равно придется исходя из особенностей строения ткани и выбранного дизайна.
Я впервые вышивала на это ткани, и сделала ля опытов дизайн так же, как и обычно делаю, с теми же плотностями, как и обычно (в моей сьерре это 5линий на мм, что примерно равно 0,4мм). Только усилила каркасы под сатиновыми буквами, пробежав их 2-а раза. Еще на 0,1мм увеличила компенсацию.
Вышила один и тот же дизайн на вельвете с мелким рубчиком с низким ворсом:
На вельвете с крупным рубчиком с высоким ворсом:
Ни в одном из случаев я пленку сверху не клала. Высота строчных букв в нижней строке 4,6мм и в обоих случая они получились хорошо и некуда не провалились. И если не считать некоторых недочетов по общему программированию, типа слишком маленькую компенсацию вытягивания (удлинения) я дала на листиках,и кое-где застил выбивается из-под окантовочных стаинов, то в общем и целом - все отлично.
Еще на крупном рубчике вышила дизайн простой строчкой, он немного провалился, но в целом внешний вид очень даже достойный, несмотря на отсутствие пленки:
Нет ничего невозможного.
Ой, а по названию поняла , что речь пойде о вышивке в технике вельвет, а оказалось, что про ткань. Может подправить немного заголовок было бы лучше.
Еще я бы добавила бы (подкорректировала) пару моментов. Под стрейчевый вельвет лучше использовать отрезной стабилизатор. Если вышивка довольно большая и плотная, то пробъет она отрывной и все уплывет. Если качество важно очень, то лучше не рисковать, ну а если нет, тогда можно любым воспользоваться.
Теперь о термопленке. Наверное ее можно использовать, но...
1) на деликатных изделиях может быть конфуз, если хлопья от пленки застрянут в ворсе. Вобщем, будет больше проблем, чем пользы.
2) от термопленки нитки частенько меняют цвет... Бывает, что это не существенно, а иногда очень как важно.
Люба, спасибо за замечание относительно загоаловка, поправлю обязательно. А про технику "вельвет" я еще в прошлом году писала, когда ее впервые опробовала.
Про стабилизатор отрвыной, который перфорируется все правильно, кто ж поспорит. Тут думать надо, чтобы оценить и дизайн, и его плотность и качество стабилизатора, который есть в наличии. Ну и опыт в вышивке незаменимым ингридеиентом тут будет 😛
Про стабилизатор вообще могу рассказать историю. Покупала не глядя в Welltex дешевый стабилизатор в рулонах (около 800 рублей за 100 метров), написано было на ценнике, что отрывной. Дома оказалось, что это скорее отрезной, чем отрывной - по своим свойствам, такой же длинноволокнистый. Но зато тонкий и рвется неплохо. Так что не поймешь, какой он на самом деле. Пользую его и в хвост и в гриву, даже на футболку как-то ставила - отлично получилось. А настоящие отрывные от того же гунольда не беру - дорого, да и не понятно, куда их применять, если на свете столько дешевых и хорошо работающих заменителей. Я же экономлю иной раз и ставлю вместо стабилизатора, что в руки попадется.
Вышивала на днях трикотаж очень сильно тянущийся, нужно было сделать прорезную аппликацию на нем на сетке. Естествено, ни о каких отрезных стабилизаторах речи быть не может. Использовать водорастворимую пробовала: от тонкой проку никакого, а от плотной есть, но как ее потом вынимать из всех закоулков вышитого дизайна, тоже непонятно. Хваленый целофановый пакет - не помощник, тоже тонок. Поэтому решила проблему стабилизации с помощью 2-х листов обычной газеты с кроссвордами. И дыр на сетке при этом не набила, и держало отлично и вынимается легко, не оставляя никаких ошметков и ворсинок.
Валентин (Papatedy) как-то дал такой рецепт в комментариях на мои эксперименты: отрывной клеевой + лист принтерной бумаги. На мой взгляд, такая схема даже на трикотаж годится. Но опять же, нужно уделить внимание тому, что вышиваешь и как.
Я частенько вспоминаю купленное мной (когда-то очень давно) китайское платье с вышивкой. Когда я разглядывала изнанку, то дивилась китайским иероглифам, потому как все платье было вышито на...китайских газетах. А вышивки было довольно много 🙂
Идею с использованием газеты, мне подсказала вышивальщица с 15-летним стажем на работе, мотивировав это тем, что все отлично стабилизируется и изнанка будет чистая. Я решила попробовать и оказалось, что это реально работает. Китайцы не такие уж и дураки и неумехи, как принято о них думать. Просто к нам везут самое дешевое, из того, что они производят, а хорошие фабричные вещи с вышивкой всегда у них отличного качества. Недавно смотрела продукцию Боско Спорта - привозили на работу, так там такое все качественное и красивое, что "АХ!". Есть у них чему поучится, есть.
Спасибо за советы!
Пожалуйста.